Перспективы у электронной коммерции есть!

По данным аналитической компании IDC, несмотря на крах фирм типа «точка сот» и замедление темпов развития американской экономики, электронная коммерция продолжает набирать обороты, и к 2004 г. ее оборот превысит $1 трлн

.

В 2000 г. 117 млн европейцев, или 30% всего населения, пользовались Internet. Ожидается, что к 2004 г. это число вырастет до 233 млн, или 60% населения. В секторе розничной торговли для потребителя (business-to-consumer, В2С) в прошлом году в Европе наблюдался многообещающий рост: покупатели потратили $12,2 млрд, т. е. в два раза больше, чем год назад.



В Северной Америке объем розничной торговли через Internet в прошлом году был гораздо выше — $45 млрд, но по темпу роста Новый Свет отстает от Старого — 66%. В IDC ожидают, что за этот год американцы потратят на электронные покупки $65 млрд.



В2С,электронной коммерции, перспективы электронной коммерции

Другая аналитическая компания — eMarketer — дает менее оптимистичные оценки — $37 млрд в прошлом году и $57 млрд в этом .

Однако все аналитики согласны, что рост продолжается. Если рассмотреть структуру Internet-торговли, оказывается, что в прошлом году лидировали продажи, связанные с путешествиями ($13,8 млрд), к концу 2001 г. ожидается их рост на 50%. Медленнее растут продажи книг и компьютеров, 25% и 15% соответственно. Для всего сектора В2С характерно снижение операционных затрат по сравнению с 1999 г.-с 19% до 13% от оборота.



Затрата на привлечение покупателей в среднем снизились за год с $38 до $29. Прибыльными были 72% компаний, торгующих по каталогом; 43% продающих через магазины и только 27% магазинов, использующих только Internet. В будущем ожидается рост продаж товаров для дома и офиса, а также одежды и игрушек.

Однако движущей силой электронной коммерции является не В2С, а второй сектор электронной коммерции — сделки между предприятиями (business-to-business, В2В). Новые модели бизнеса, такие, как электронные рынки и электронное снабжение, делают технологии В2В все более привлекательными для специалистов, принимающих решения. Internet помогает руководителям предприятий найти решения таких проблем, как оптимизация, сокращение оперативных циклов и контроль за уровнем издержек. Это побуждает их развивать инфраструктуру корпоративной электронной коммерции. По прогнозу IDC, в этом году предприятия США вложат в развитие этой инфраструктуры (в технологию и в создание новых бизнес-схем) $700 млрд. Хотя в настоящее время на долю электронной коммерции приходятся единицы процентов от общенациональных расходов, это направление быстро растет, т. к. предприятия, занятые традиционными видами деятельности (не связанной с Internet), начинают ощущать преимущества ведения бизнеса через Всемирную сеть.

В России, по мнению IDC, также ожидается активное развитие электронной коммерции в ближайшие 3-4 года. В прошлом году наступил удачный момент для российского Internet-бизнеса. Это объясняется рядом благоприятных факторов — ведут активную пропаганду своей продукции поставщики русифицированного программного обеспечения для организации электронных торговых площадок; уже фактически создана сеть Internet-магазинов (по некоторым оптимистическим оценкам, их число перевалило за 600, но из них реально торгуют не более четверти), а главное, растет число пользователей Internet имеющих небольшой заработок в Интернете. Часть из них посещает Internet-магазины и постепенно вливается в ряды электронных покупателей.
Как кризис меняет потребителей? Погружение в море бытовой техники